Автор Тема: Мистика Петербурга  (Прочитано 332 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Онлайн Taran

  • Машинист
  • Заслуженный электричкер
  • *****
  • Сообщений: 6559
  • Карма: 113
  • Пол: Мужской
Мистика Петербурга
« : Октября 06, 2018, 22:27:11 »
https://vk.com/topic-1409592_1751420
Традиционно сложившееся представление о Петербурге как о городе прагматичном и рациональном, целесообразность каждого элемента которого заранее продумана и "исчислена", странным образом уживается с представлением о Петербурге как о мистическом и ирреальном мегаполисе. Этакое осознанное воплощение дуализма, в равной степени признающего и дух, и материю. С одной стороны, все в этом городе олицетворяет разумное начало, с другой - жизненная среда в Петербурге, по утверждению специалистов, является критической для существования человека. Крайнее напряжение человеческой психики способствует появлению так называемого "шаманского комплекса". Рубежные границы существования размываются настолько, что понять разницу между сном и бессонницей, бредом и сознанием, покоем и лихорадкой чаще всего столь же невозможно, как отличить оригинал от его двойника, отраженного в зеркальной глубине петербургских каналов.[/size]Отсюда - существование петербургских призраков и привидений. И даже в конце рационального XIX века, как считалось, их было несколько.Так, в Михайловском замке призрак императора Павла 1 неоднократно играл на флажолете - старинном музыкальном инструменте, похожем на современную флейту. В первый кадетский корпус на Васильевском острове нет-нет, да и являлся солдат в николаевском мундире и аршинном кивере. А на противоположном берегу Невы, напротив Николаевского моста (ныне Лейтенанта Шмидта) жил призрак женского пола - некая тощенькая Шишига в прюнелевых башмаках и черной пелерине.Среди студентов и преподавателей Академии художеств бытует легенда об архитекторе Кокоринове, знаменитом строителе здания Академии и ее первом директоре, который был так издерган и затравлен, что однажды будто бы покончил жизнь самоубийством на чердаке Академии. С тех пор в вечерней тишине там раздаются непонятные звуки. По слухам, это призрак архитектора бродит по чердакам и запутанным лестничным переходам...Но это не все. Еще один призрак являлся к главным воротам той же академии по ночам, во время подъема воды в Неве. На окрик швейцара: "Кто стучит?" в ответ раздавался то ли грохот ветра, то ли рокот воды, то ли голос человеческий. Но если вслушаться, можно было разобрать примерно следующее: "Я стучу, я - скульптор Козловский, со Смоленского кладбища, весь в могиле измок и обледенел... Отвори".В 1812 году, когда над Петербургом нависла реальная угроза наполеоновского вторжения, Александр 1 распорядился переправить памятник Петру в Вологду. Был разработан план снятия памятника с пьедестала и перевозки его с помощью специальных барж в безопасное место. Статс-секретарю Молчанову были выделены на эти цели несколько тысяч рублей.В это время некоему капитану Батурину снится странный сон, который затем преследует его несколько ночей подряд. Во сне он видит, как Медный всадник съезжает со своей гранитной скалы и по петербургским улицам скачет к Каменному острову, где в то время находился император Александр I. Всадник въезжает во двор Каменноостровского дворца, из которого навстречу ему выходит озабоченный государь. "Молодой человек, до чего ты довел мою Россию? - говорит ему Петр Великий. - Но до тех пор, пока я стою на своем месте, моему городу нечего опасаться". Согласно легенде, сон безвестного капитана доводят до сведения императора, в результате чего статуя Петра Великого осталась на своем месте.


Надо сказать, влияние вещих снов на жизнь Петербурга было огромным. С основанием Петербурга мир снов прочно стал составной частью городского фольклора. Так, суеверная Екатерина 1 за несколько дней до ареста влюбленного в нее камергера Монса видит во сне, как ее постель покрывается змеями. Одна из них, самая большая, бросается на царицу, обвивает кольцами ее тело и начинает душить. С большим трудом Екатерине удается самой задушить огромную змею. Тогда и все остальные мелкие змеи скатываются с ее постели.Екатерина истолковала этот сон так: ей будут грозить большие неприятности, но в конце концов она выйдет из них невредимой. Обстоятельства сложились в пользу такого толкования. Петр 1 простил свою жену, однако с присущей ему жестокостью. как говорят, нарочно возил впечатлительную Екатерину мимо отрубленной и выставленной на показ головы камергера.Еще раз с пророческим сном Екатерина 1 встретилась в конце своего короткого царствования. Накануне смерти ей приснилось, что она, в окружении придворных, сидит за столом. Вдруг появляется тень Петра в древнеримском одеянии и манит к себе жену. Она послушно идет к нему, и они вместе уносятся под облака. Императрица бросает взор на землю и видит там своих детей, окруженных толпою, состоящей из представителей всех наций огромной России. Все они шумно спорят. Согласно ее собственному толкованию, Екатерине предстояло скоро умереть. После ее смерти в государстве начнутся смуты. То ли сон оказался вещим, то ли легенда о сне Екатерины появилась позже, но события последующих лет подтвердили правильность его толкования.


В городском фольклоре сохранилась легенда и о необыкновенном сне знаменитого петербургского скульптора В. И. Демут-Малиновского. В 1827 году скульптор исполнил две колоссальные бронзовые фигуры быков, которые были установлены по сторонам главного входа Скотопригонного двора, построенного за два года до того на углу Царскосельской дороги и Обводного канала. Монументальные быки, установленные на гранитных постаментах, производили огромное впечатление на петербуржцев. Любил свои произведения и сам скульптор. И вот однажды ему приснилось, что изваянные им быки пришли к нему, своему творцу. Никто из друзей и знакомых скульптора не мог истолковать ему этот загадочный сон. Демут-Малиновский скончался в 1846 году, так и не разгадав тайну сновидения. Его похоронили в Александре-Невской лавре. А скульптуры быков продолжали свою самостоятельную жизнь. В 1936 году в Ленинграде, за Средней Рогаткой, был построен новый мясокомбинат, и быков установили здесь. В 1941 году, когда фронт приблизился вплотную к городу, бронзовых быков, имеющих большую художественную ценность, с помощью трактора перевезли в Лавру, где по плану руководства города должны были закопать всю наиболее ценную городскую скульптуру. Но до этого, как говорится, не дошли руки, и быки так и остались стоять у ворот в Лавру. Тогда-то и вспомнилась давняя легенда о загадочном сне Демут-Малиновского. Изваянные им быки пришли-таки к своему создателю и всю войну простояли в нескольких шагах от могилы скульптора.В арсенале городского фольклора среди средств, с помощью которых объяснялись те или иные явления петербургской жизни, были не только сны и сновидения. Фольклор привлекала мистика чисел, их необъяснимая магия, роковые свойств цифровых знаков и таинственные совладения, связанные с ними. Вот несколько примеров.Фатальные цифры и их мистические совпадения всю жизнь преследовали императора Александра 11. Любители кабалистики с помощью хитроумных подсчетов, связанных с крупнейшими петербургскими наводнениями 1777 и 1824 годов, вывели для Александра I таинственное число "двенадцать". 12декабря 1777 года император родился, а умер через 12 месяцев и 12 дней после наводнения 1824 года.Но это еще не все. Однажды, отправляясь в путешествие по России, Александр I посетил Александро-Невскую лавру и попросил схимника благословить его на предстоящий путь. Монах благословил, сказав при этом загадочные слова: "И посла мiрови ангела кротости". Долго император и его приближенные пытались найти разгадку этой непонятной фразы. Оказалось, что тайна монашеского благословения кроется в особенностях славянского языка. Известно, что древние славяне цифры изображали буквами. Таким образом, если следовать этому правилу и обратить буквы слов схимника в цифры, то их сумма составит год рождения Александра I - 1777


В жизни фаворита императрицы Анны Иоанновны герцога Курляндского Бирона кабалистическое значение имела цифра "два". 22 дня Бирон исполнял обязанности регента при малолетнем императоре Иоанне Антоновиче. 22 года провел Бирон в ссылке после своего неожиданного ареста. 22 года, вначале в Курляндии, затем - в Петербурге, Бирон верой и правдой служил Анне Иоанновне. И даже возраст, в котором Бирона настигла смерть, - 82 года - имел эту мифическую цифру.Роковым числом для Николая II стало "семнадцать". 17 октября 1888 года произошло крушение царского поезда, чудесным образом закончившееся для императора благополучно. октября 1905 года Николай II, считавший, что конституционное правление погубит Россию, тем не менее вынужден был подписать знаменитый манифест "Об усовершенствовании государственного порядка", провозгласивший гражданские свободы учредивший Государственную думу. Наконец, в 1917 году произошли вначале Февральская, а затем Октябрьская революции.Манипулирование цифрами достигло своего апогея в 1870-х годах в связи с целой серией чудовищных покушений на Александра II, закончившихся в конце концов его убийством террористами "Народной воли" 1 марта 1881 года. Еще при рождении будущего императора, согласно легендам, некий юродивым Федор предсказал, что новорожденный "будет могуч, славен и силен, но умрет в красных сапогах". Как известно, взрывом бомбы на Екатерининском канале императору оторвало обе ноги. Начало беспрецедентной охоты на Александра II положил Дмитрий Каракозов, чуть ли не в упор выстреливший в царя во время его прогулки в Летнем саду в апреле 1866 года. В июне следующего, 1867-го, во время посещения русским императором Парижа, в него выстрелил польский националист А. Березовский. Не на шутку перепуганный Александр II обратился к знаменитой парижской прорицательнице. Ничего утешительного он не услышал. Она сказала, что на него будет совершено в общей сложности восемь покушений, причем последнее будет роковым.К тому времени два покушения уже состоялись. Четыре произойдут позже. Наконец, если считать бомбы, брошенные поочередно народовольцами Рысаковым и Гриневицким 1 марта 1881 года, за седьмое и восьмое покушение, то парижской ведунье удалось-таки предсказать порядковый номер последнего, закончившегося смертью царя. Столичные мистификаторы манипулировали именами пяти царских детей: Николая, Александра, Владимира, Алексея и Сергея. Если их написать столбиком и прочитать, как читают акростих, то при чтении сверху вниз получится: "на вас", а при чтении снизу вверх - "саван". Вплоть до рокового мартовского взрыва этот зловещий фольклор не сходил с уст петербуржцев.


Не обошла цифровая мистика и Николая I. При восшествии его на престол в 1825 году известный в то время монах Авель прорицал, что "змей будет жить тридцать лет". Под знаком этого пророчества прошли все тридцать лет царствования императора Николая I, скончавшегося в 1855 году. Если верить фольклору, то именно этот Авель провидел, и. как оказалось, верно, судьбу российского государства вплоть до 1917 года. "Кто будет царствовать после моего сына Александра?" - будто бы спросил Николай I монаха. "Александр", -ответил тот. "Как Александр?" - изумился царствующий император, так как его старшего внука звали Николаем. В то время мальчик был жив и здоров. Как оказалось впоследствии, монах Авель уже тогда предугадал его неожиданную преждевременную смерть от туберкулезного менингита. "А будет царствовать Александр", - упрямо подтвердил Авель. "А после него?" - не унимался император. "После него - Николай". - "А потом?" Монах молчал, не смея вымолвить слово. "Говори, монах", - нетерпеливо повысил голос царь. "Потом будет мужик с топором", - проговорил Авель в наступившей тишине.Говоря о сверхъестественных сюжетах петербургского фольклора, нельзя не упомянуть о знамениях, как сказано в фольклоре, божественного характера, якобы имевших место в петербургской истории. Одно из первых таких знамений увидел Петр I во время своего плаванья по Неве в поисках удобного места для закладки крепости. Едва лодки пристали к берегу крохотного Заячьего острова, как над ним появился орел - птица, чрезвычайно редкая в этих краях. "Быть крепости здесь", - воскликнул, согласно легенде, царь и водрузил крест на месте будущего строительства.Попытки проникнуть в тайну смерти городским фольклором предпринимались не единожды. Долгое время жила в народе легенда о Якове Брюсе - одном из ближайших соратников Петра I, "маге, чародее и чернокнижнике", как его называли в петровском Петербурге. Брюс умер через десять лет после смерти своего великого государя. Однако фольклор, пренебрегая этим историческим фактом, утверждает, что перед кончиной Брюс вручил Петру склянку с чудотворной водой. Если царь, сказал Брюс, пожелает его оживить, пусть вспрыснет его труп этой водой. Прошло несколько лет, и Петр вспомнил о завещанной склянке. Он велел вскрыть могилу Брюса. Присутствовавшие при вскрытии с ужасом увидели, что покойник лежит как живой, и у него даже выросли длинные волосы на голове и борода. Якобы, царь был так поражен, что велел скорее зарыть могилу, а склянку с живой водой тут же разбил.


Еще более невероятная история произошла с известным поэтом Дельвигом. Дельвиг, по рассказам современников, любил порассуждать о загробной жизни и об обещаниях, данных при жизни и исполненных после смерти. Однажды он предложил своему приятелю Н. В. Левашову пообещать друг другу явиться после смерти одного из них тому, кто останется в живых. Разговор происходил задолго до смерти Дельвига и был в конце концов забыт его участниками. Через несколько лет Дельвиг скончался. А ровно через год, в 12 часов ночи, Левашов увидел, как Дельвиг молча явился в его кабинет, удобно расположился в кресле и спустя некоторое время так же, не говоря ни слова, исчез.Странное и необъяснимое происшествие произошло и с Петром Андреевичем Вяземским, человеком, по утверждению многих, весьма трезвым и рассудительным. Однажды, вернувшись домой, он застал в своем кабинете "самого себя, сидящего за столом и что-то пишущего". Он заглянул двойнику через плечо... и никогда никому не рассказывал, что там увидел. Только, говорят, с тех пор Вяземский стал глубоко верующим христианином.Нередко мистическими метами в судьбе отдельного человека становились целые архитектурные сооружения. Чаще всего это касалось известных зодчих и строителей. Так, например, некий заезжий звездочет и ясновидец предсказал, что архитектор Монферран умрет, как только закончит строительство Исаакиевского собора.На протяжении сорока лет, пока продолжалось строительство, тень гигантского Исаакия нависала над будущностью выдающегося зодчего. В Петербурге ядовито посмеивались: "Потому-то он так долго и строит". Собор, заложенный в 1818 году, торжественно освятили в 1858-м. На церемонию прибыла царская семья. И тут Александр П сделал замечание Монферрану за "ношение усов", что в то время разрешалось только военным. Архитектор всерьез расстроился, почувствовал себя плохо и, не дожидаясь окончания праздничной церемонии, ушел домой. Спустя месяц Монферран скончался.В начале XX века мистицизм в столице достиг своего апогея. Гадание на картах. Столоверчение. Физиогномика и графология. Звездочеты. Ясновидцы. Однако было заметно, что мистицизм, еще недавно претендовавший на высшую власть над душами и умами петербуржцев, терял свою астральную значительность и приобретал черты мирского анекдота.Так, крупный православный мистик начала века С. А. Нилус считал товарный знак петербургской фабрики "Скороход" на калошах - два скрещенных красных треугольника - признаком того, что дьявол уже явился на землю. Знак треугольника был главным символом масонов, он заменял им крест. Поэтому красный треугольник, по Нилусу, - знак Антихриста.Еще более курьезный случай произошел с другим мистиком - Сар-Даноилом. В марте 1917 года жители Петрограда были встревожены тем, что на дверях многих квартир появились загадочные кресты в сочетании с другими таинственными знаками. Сар-Даноил дал этим знакам мистическое толкование. В городе говорили о конце света, о гибели тех, чьи двери помечены жуткими крестами. И только через некоторое время выяснилось, что этими непонятными знаками метили двери своих жилищ дворники-китайцы. В то время в Петрограде их было очень много. Говорили, что правительство пригласило китайцев для строительства оборонительных сооружений. После Февральской революции они оказались без дела, и многие из них стали дворниками. Арабских цифр китайцы не знали и потому отмечали свои квартиры иероглифами, в которых восклицательный знак изображал единицу, а удлиненный крест -десятку.


Говорят, что в конце XIX - начале XX века петербургской полиции были известны более двадцати домов, в которых происходили таинственные события. Объяснить их земной логикой было невозможно. Одним из таких домов считался особняк на Песках, прозванный местными жителями "клубом самоубийц". По ночам, к ужасу запоздавших прохожих, из окон этого двухэтажного дома доносились стоны и похоронная музыка.На Петроградской стороне дурной славой пользовался каменный дом на Большой Дворянской улице. Двери и окна его .были всегда наглухо закрыты. Ходили слухи, что там, при свете черепов, глазницы которых горят неземным огнем, играют в карты "замаскированные покойники". И на Каменном острове был известен дом, куда взор обывателя также не мог проникнуть. Говорили, что над ним постоянно витали духи. Имел Петербург и "Чертов дом", прозванный так после того, как несколько его жильцов одновременно покончили жизнь самоубийством.Кроме того, магические свойства издавна приписывались и петербургским памятникам. Наиболее часто необъяснимые явления происходили с Медным всадником. Существует поверье, что если белой ночью подойти к другому памятнику Петру I, у Михайловского замка, то легко заметить, как ровно в три часа он начинает странным образом шевелиться. Удивительный оптический эффект присущ и Смольному собору. Согласно наблюдениям петербуржцев, по мере приближения к собору кажется, что он постепенно "уходит" в землю.Странные оптические игры происходят и с памятником Победы - стелой, установленной на площади Восстания. Многие горожане утверждают, что при определенном освещении этот гранитный обелиск с пятиконечной звездой на вершине образует на асфальте тень с четкими очертаниями двуглавого орла...


Одно из самых курьёзных петербургских приведений появилось вскоре после октября 1917 года в основанной ещё Петром Великим Кунсткамере (ныне Музей антропологии и этнографии). В своё время там, опять же по приказу Петра, был в качестве экспоната помещён скелет человека огромного роста. После революционных бурных событий и последовавших за ними неразберихи некоторые экспонаты музея, в том числе и череп гигантского скелета, куда-то пропали. Вскоре смотрители музея и охранники стали шепотом рассказывать, что ночами по коридорам музея бродит призрак скелета и как будто что-то ищет. А искал он, конечно же, свой череп. С этим приведением сталкивались многие работники Кунсткамеры, в том числе и её директор, ныне покойный Рудольф Фердинандович Итс. На все вопросы о приведении он отвечал, что такое существо действительно есть, и увидеть его может, в принципе, каждый желающий. При этом он подчеркивал, что характер у приведения достаточно миролюбивый, а к людям оно относится безразлично, как к неизбежному. В общем, бродило себе приведение по залам музея и никого не трогало, пока кто-то не додумался решить его проблему чисто практически. К скелету присоединили чужой череп, и, видимо, удовлетворившись таким решением, приведение прекратило свои ночные блуждания и поиски.