Автор Тема: Рижский вагоностроительный завод (RVR)  (Прочитано 5448 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Владимир Кверушкин

  • Moderator
  • Герой
  • *****
  • Сообщений: 649
  • Карма: 22
  • Пол: Мужской
Рижский вагоностроительный завод (RVR)


В 1895 году австрийский подданный Оскар Фрейвирт обратился за высочайшим разрешением на создание в Риге "Акционерного общества вагоностроительных и механических заводов "Фениксъ". С этого момента и начинается история нынешнего Рижского вагоностроительного завода. Императору были хорошо известны способности Фрейвирта — знаменитый на всю Россию рижский «Русско-Балтийский вагонный завод» уже был его собственностью, а в Риге обрусевшего Фрейвирта звали не иначе, как Оскар Иванович. Поэтому разрешение не заставило себя ждать. 8 августа Видземское губернское правление выделяет под строительство участок земли в районе так называемого Каролиненгофа — между Петербургским шоссе (ныне улица Бривибас) и линией Риго-Псковской железной дороги. Проектирование Фрейвирт поручил своему соотечественнику — архитектору Карлу Фелско. Уже через год завод превращается в своего рода город в городе. На его территории вырастают не только мастерские, но и водонапорная башня, амбулатория, аптека, три жилых дома. До сегодняшнего дня лишь заводоуправление (выходит на Бривибас) и водонапорка сохранили первоначальный облик. Часть исторических зданий погибла во Вторую мировую, часть — перестроена.

Первая продукция фениксовцев — товарные вагоны, литье. Металл в Ригу поступал из Екатеринослава (ныне Днепропетровск), от металлургического акционерного общества «Южная Россия». В 1897-м на «Фениксе» работали 2015 человек, в 1900-м — 3140. Начинается выпуск пассажирских вагонов. Помимо обычных «товарняков», осваивают цистерны для перевозки пива, морозильники.

Поступательное движение нарушает Русско-японская война. Часть рабочих меняет спецовки на шинели. Революция 1905 года не обошла стороной «Феникс». Среди убитых участников демонстрации на набережной Даугавы — четверо с «Феникса». А 7 сентября группа заводчан участвовала в нападении на Рижскую центральную тюрьму, в ходе которого была разоружена охрана и освобождены заключенные.

Между тем на самом предприятии дела идут все хуже. Чтобы спасти ситуацию, акционеры «Феникса» решают войти в состав крупнейшего в России монополиста по выпуску и продаже вагонов — всероссийского синдиката «Продвагон». Задумка оправдала себя, в 1910-м «Феникс» производит четверть всех выпускаемых в стране вагонов. Об их качестве свидетельствуют зарубежные заказы, в том числе из Италии. Это были пассажирские вагоны первого класса. «Фениксу» поручают и эксклюзив — салон-вагон для Николая Второго.

В 1913-м в Риге изготовили 4000 товарных вагонов и 200 пассажирских. Три тысячи рабочих не успевали справляться со все новыми заказами. Предприятие перешло на ночные смены, работало и в выходные. И вновь «подножку» ставит война. В декабре 1914-го несколько помещений отданы под лазареты для раненых, а 23 июня 1915-го выходит приказ военного командования об эвакуации «Феникса» на Волгу, в Рыбинск. Через два года и там начинается выпуск вагонов. Впрочем, ненадолго. Большевики перепрофилируют рыбинскую «Вагонку» в завод по изготовлению полиграфического оборудования. Этот профиль сохранялся за предприятием вплоть до 1990-х…

Глава правительства Советской Латвии Петр Стучка пытается реанимировать рижский «Феникс». В январе 1919-го он обращается к российским коллегам с просьбой о возвращении станков. Товарищи пошли навстречу, часть оборудования погрузили и отправили в Ригу. Но состав застрял на полпути, и след его теряется в огне Гражданской. Возможно, станки «Феникса» экспроприировало «воинство» какого-нибудь «батьки» или «атамана», но, скорее всего, их просто выбросили на затерянном полустанке, чтобы освободить вагоны для войск или беженцев.

И все же спустя десятилетия следы рижского «Феникса» обнаружились на просторах России. В 1970-х на станции Тюмень на одном из вагонов железнодорожники увидели колесный диск, на котором стояло клеймо: «Фениксъ. 1905. Въ Риге». Все эти годы наш земляк исправно служил…

В 1921 году дореволюционные владельцы заключили договор о воссоздании акционерного общества с немецким концерном Буша. Первая продукция отличалась от той, которой славился русский «Феникс». Ныне спрос был не на вагоны, а на подковы, утюги, гвозди. В отличие от царских времен, когда трудились и по выходным, заказов хватало на два-три дня в неделю. Перелом наступил после заключения торгового договора с Советской Россией. Уже в 1927-м поступил заказ из Сталино (нынешнего Донецка) на товарные вагоны. А год спустя был заключен крупнейший договор за всю довоенную историю предприятия. Москве понадобилось 1180 «ледников» — изотермических морозильных вагонов.

Возросли заработки, вчетверо увеличилась численность работников. Появляются и серьезные заказы от местной железной дороги, горуправы. Отцам города потребовалось для столицы 40 новеньких трамваев.

И все же мировой экономический кризис не обошел завод: 1936 год он закончил с убытками и оказался на грани банкротства. Надо отдать должное довоенным властям — они не стали продавать предприятие «за бутерброд», как в схожих ситуациях будут поступать их потомки через десятилетия. 99 процентов акций приобрело государство: минфин, Кредитный банк, министерство путей сообщения, военное министерство.

Новое АО переименовывается на латышский манер — «Вайрогс». В его собственность переходят судоремонтные доки в Болдерае и Вецмилгрависе. В Задвинье, на улице Даугавгривас, собираются строить цех по производству самолетов. Хотя «лидмашины» от «Вайрогса» так и не появились.

В марте 1937-го подписан контракт с датским филиалом «Форда» о сборке автомобилей. Не раз доводилось читать, что, мол, в ульманисовской Риге выпускали автомобили. Внесем ясность: это было не собственное производство, а лишь сборка. Корпуса, моторы, шасси и прочие детали прибывали с головного предприятия — из Штатов — морем. До 1940 года на «Вайрогсе» было собрано более 1200 грузовых авто и 332 легковые. С конвейера сходят и 150 дизельных автобусов для нужд города. Шасси Рижская управа закупает у швейцарских и английских фирм.

27 июля 1940 года советская власть национализирует предприятие. Отныне это Рижская вагонная фабрика. Война все ближе, и вместо машин и трамваев наращивается выпуск мощных товарных вагонов — 50-тонных. В 1942 году РВФ должна была выйти на выпуск 4 тысяч таких вагонов…

При фашистах «Вагонка» в руках немецких концернов — Man, а затем Flik. Хозяевам Европы не до новой продукции — нужно ремонтировать подбитые танки. В 1944-м бережливые арийцы начинают отправлять в «фатерланд» оборудование: «раздели» четыре цеха, в том числе литейный. К слову, когда наши власти говорят о подсчетах убытков от советской оккупации, почему-то забывают о других убытках — нацистских. Причем речь идет не только о материальных компенсациях. В 1941-м территория завода превратилась в лагерь для советских военнопленных. Я видел фотографии, от которых комок подступает к горлу: глубокой осенью красноармейцы ночуют под открытым небом, кому-то посчастливилось лечь на доски. Таких лагерей для военнопленных, в которых кора на деревьях была обглодана на уровне человеческого роста, в 1941-м в окрестностях Риги было немало. Подавляющая часть их узников погибла от голода и холода. Жаль, что эти страницы не хотят видеть ни сотрудники Музея оккупации, так живописно рисующие подробности «советского нашествия 1940 года», ни депутаты сейма, изо дня в день талдычущие о советской оккупации.

А «Вагонка» вновь восстала из пепла. От полного разграбления ее спас стремительный вход в Ригу Красной армии.


Оффлайн Taran

  • Машинист
  • Заслуженный электричкер
  • *****
  • Сообщений: 6536
  • Карма: 113
  • Пол: Мужской
Re: Рижский вагоностроительный завод (RVR)
« Ответ #1 : Октября 09, 2012, 00:44:01 »
Цитировать
рижский «Русско-Балтийский вагонный завод» уже был
Как-то не с начала начинается. Какой-то завод, выходит, уже был. А что за завод?...
Цитировать
Большевики перепрофилируют рыбинскую «Вагонку» в завод по изготовлению полиграфического оборудования.
Как они умудрились? :) Это ж совершенно разная техника.
Цитировать
состав застрял на полпути, и след его теряется в огне Гражданской. Возможно, станки «Феникса» экспроприировало «воинство» какого-нибудь «батьки» или «атамана», но, скорее всего, их просто выбросили на затерянном полустанке, чтобы освободить вагоны для войск или беженцев.
Не, я понимаю, на войне можно проебать и целый состав, но, блин, если Рига была за большевиками, то где по дороге до неё от Рыбинска могли идти такие интенсивные бои?
Цитировать
И все же спустя десятилетия следы рижского «Феникса» обнаружились на просторах России. В 1970-х на станции Тюмень на одном из вагонов железнодорожники увидели колесный диск, на котором стояло клеймо: «Фениксъ. 1905. Въ Риге». Все эти годы наш земляк исправно служил…
Но это ж не обязательно вагон из того состава. Это, должно быть, просто вагон, колёса которого были сделаны на том заводе...

Оффлайн Владимир Кверушкин

  • Moderator
  • Герой
  • *****
  • Сообщений: 649
  • Карма: 22
  • Пол: Мужской
Re: Рижский вагоностроительный завод (RVR)
« Ответ #2 : Октября 09, 2012, 10:37:37 »
 :)

Оффлайн ЭР9Тм-947

  • Машинист
  • Заслуженный электричкер
  • *****
  • Сообщений: 2994
  • Карма: 117
  • Пол: Мужской
Re: Рижский вагоностроительный завод (RVR)
« Ответ #3 : Февраля 18, 2013, 00:25:33 »
Наверное многие удивлялись, почему Рижский Вагонностроительный Завод сокращается RVR, а не RVZ????? всё очень просто - R?gas Vagonb?ves R?pn?ca ;-)

Аналогично ответ и на вопрос, почему БЧ, а не БЖД; УЗ, а не УЖД; КТЖ, а не КЖД.
в общем, пользуйтесь гугл-переводчиком, и будет вам счастье ;-)))))

Оффлайн Denis_433

  • Moderator
  • Заслуженный электричкер
  • *****
  • Сообщений: 1271
  • Карма: 39
  • Пол: Мужской
  • Не мутите воду. Итак мутная.
Re: Рижский вагоностроительный завод (RVR)
« Ответ #4 : Марта 07, 2013, 15:35:07 »
Наверное многие удивлялись, почему Рижский Вагонностроительный Завод сокращается RVR, а не RVZ????? всё очень просто - R?gas Vagonb?ves R?pn?ca ;-)

Аналогично ответ и на вопрос, почему БЧ, а не БЖД; УЗ, а не УЖД; КТЖ, а не КЖД.
в общем, пользуйтесь гугл-переводчиком, и будет вам счастье ;-)))))
Я и до этого знал :) В вики можно почитать, там тоже оригинальное название есть :))