Автор Тема: Вокзалы России  (Прочитано 759 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн bsd

  • Активист
  • ***
  • Сообщений: 115
  • Карма: 17
Вокзалы России
« : Февраль 20, 2019, 17:56:26 »
О вокзалах. Лучшие вокзалы России по архитектурному облику.
В границах Российской Федерации, среди крупных городов: Владивосток
(дореволюционный), Хабаровск (современное воссоздание вокзала в старинном
дореволюционном облике), Волгоград (послевоенный, хороший образец позднесталинского "имперского
размаха"), Петрозаводск ( "сталинский", соответствовал имевшемуся тогда статусу столицы союзной республики), Сочи ( "сталинский" с "южным" оттенком), Красноярск (стиль дореволюционного модерна, хотя здание в нынешнем виде появилось недавно в результате глубокой реконструкции), Ярославль-Всполье ( "сталинский"), Великий Новгород (послевоенный, в древнерусском стиле)
Калуга (дореволюционный). Можно добавить все вокзалы Москвы, кроме Курского, и
все вокзалы Санкт-Петербурга, кроме, быть может, Финляндского. Среди новейших вокзалов, построенных в XXI веке -
Новый Уренгой, Адлер.

Среди малых и средних городов: Новый Петергоф - возможно, лучший из малых вокзалов России.  Волховстрой, Слюдянка, Томмот,
Дрезна, Кунцево (ныне в Москве).


Лучшие деревянные вокзалы: Боровичи, Медвежья Гора, Кишерть, Куженкино.

Наихудшие вокзалы, среди крупных городов: Саратов, Пермь, Нижний Новгород,
Ростов-на-Дону, Владимир, Уфа, Пенза. При этом вокзал в Ульяновске, почти
аналогичный вокзалу в Пензе, позором для страны не является. Он находится на
бывшей станции Киндяковка, которая когда-то была загородной, и полноценного
вокзала там не было. В городе сохранён и красивый вокзал, оказавшийся на
непассажирской станции, причём пассажирский статус ему когда-нибудь может быть возвращён.


Самые возмутительные и варварские акты сноса хороших вокзальных зданий, которые
были памятниками архитектуры и украшением городов, произведённые в  СССР, начиная с "хрущёвского" времени: Саратов, Ростов-на-Дону, Горький, Уфа, Пенза, Пермь (Пермь-Заимка, позднее Пермь
II), Курский вокзал Москвы - причём там основная часть здания не снесена, а
скрыта под уродливой надстройкой. Самара в список не входит или входит на последнем месте - старый вокзал по
проекту совпадал с уцелевшим вокзалом в Оренбурге. Новый вокзал в Самаре, при всей своей неоднозначности, всё же весьма оригинален, и в каком-нибудь новом городе наподобие Нижневартовска был бы украшением города.

Самые возмутительные акты недавнего времени: Окуловка (снос), Гороблагодатская
(снос), Сухона (снос), Оричи (снос), Мытищи (вокзал изуродован), Верхняя, город Верхняя Тура
(вокзал изуродован), Шатура (вокзал был скорее утилитарной постройкой, но
злонамеренное надругательство над ним посредством пешеходного моста - это
поистине "за гранью").

Ростов-Великий - город маленький, но позор на всю Россию. За вокзал в этом
городе виновных в его строительстве "сажать" надо. Хочется провалиться от стыда.

Для тех, кто не знает: это утилитарная постройка без всякой архитектуры. Она была бы уместной и даже
хорошей в городе Пангоды Ямало-Ненецкого автономного округа, там можно
использовать тот же самый проект (на данный момент станция есть, пассажирских
поездов и вокзала нет).

Но Ростов-Великий, при своём незначительном масштабе - место очень высокой концентрации российской истории и памятников архитектуры, хорошо сохранившийся уголок Древней Руси. Вокзал в нём обязан тоже быть памятником архитектуры, пусть и современной, и обязан гармонировать с Древней Русью. Хороший пример - Новгород.


Города, в которых есть пассажирские железнодорожные перевозки, но нет вокзала.
Такое у нас пока ещё наблюдается - давно пора исправить. Это многие города в
ближних окрестностях Москвы (Химки, Люберцы, Лобня, Сходня и ещё не меньше
десятка). А также - Обнинск - большой и заслуженный наукоград, что выглядит дико.
Саяногорск - откуда, впрочем, на поезде нельзя уехать во "внешний мир". Возможно, список не полный.

Лучшие узкоколейные вокзалы. Родина, Нижний Новгород ("сталинский" имперский стиль), Солнечная, Иркутск (современный).


Самый яркий пример большого вокзала с минимумом поездов: Тольятти, один поезд в сутки, летом иногда два. Самый странный пример современного вокзального строительства: Казань II (Северный или Транзитный вокзал). В столице самой амбициозной национальной республики, в городе, продвигающем бренд "Третья столица", был открыт вокзал в виде примитивной будки. При том, что он имеет станцию метро и в будущем может стать главным главным вокзалом города.

Старые городские вокзалы, сохранившиеся, но оказавшиеся в стороне от железнодорожных путей. В отличие от США, таких у нас очень мало. Больших лишь три: Казанский вокзал в Нижнем Новгороде,  Варшавский вокзал в Санкт-Петербурге и старый вокзал в Костроме.

Оффлайн Taran

  • Машинист
  • Заслуженный электричкер
  • *****
  • Сообщений: 6622
  • Карма: 113
  • Пол: Мужской
Re: Вокзалы России
« Ответ #1 : Февраль 21, 2019, 09:03:27 »
Вынес в отдельную тему. Я не фанат архитектуры как таковой (лучший/худший по архитектуре - очень субъективно), но инфа достаточно ценная. И думаю, тут стоит упомянуть снесённый вокзал в Раменском.

Оффлайн Сол Майерс

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 1
  • Карма: 0
Re: Вокзалы России
« Ответ #2 : Февраль 24, 2019, 11:07:28 »


А Мурманский вокзал к какой стилистике  относится?

Оффлайн bsd

  • Активист
  • ***
  • Сообщений: 115
  • Карма: 17
Re: Вокзалы России
« Ответ #3 : Февраль 25, 2019, 00:01:38 »
Вокзал в Мурманске - "сталинский ампир", немного подпорченый начавшейся хрущёвской примитивизацией архитектуры.
Но это одно из лучших зданий в городе.

Открыт в 1954 году, но не в нышешнем виде.  В нынешнем виде со шпилем с 1959 года.

Похожий по стилю вокзал, но ещё больше пострадавший от хрущёвского упрощения - в Сыктывкаре.

О вокзале:
http://www.murmanarchiv.ru/index.php/news/34-publications/351-2013-03-27-06-37-39
https://youdkov.livejournal.com/214146.html (автор ошибся с датой постройки)
https://ebelyaev.livejournal.com/54471.html
https://master7009.livejournal.com/1299230.html